суббота, 11 мая 2013 г.

Интервью с директором Vivat - крупнейшей компании-продавца канцелярии

Я внимательно слежу не только за появлением интересных новинок на рынке канцелярии, но и за людьми (и компаниями), которые их привозят к нам.

Хочу поделиться интервью с Владиславом Стамбурским (также известным как ВВ), генеральным директором компании "Виват", в портфеле которой на сегодняшний день девять торговых марок: Koh-I-Noor (Чехия), Brunnen (Германия), Centropen (Чехия), Kum (Германия), Гамма (Россия), Edding (Германия), Axent (Германия), Delta by Axent (Германия), Kite (Германия). Интервью нашел на сайте Канцобзор. Сразу скажу, что интервью очень порадовало, особенно последние слова интервью Владислава.



Образование: Физико-математический факультет Черниговского педагогического института, специальность «Математика и информатика». Дополнительные образовательные программы: II высшее образование – МАУП (г. Киев), магистр экономики и предпринимательства. В активе интервьюируемого – большое количество программ по тематике личностного роста. Сам Владислав наиболее полезной для себя считает стажировку в США в 2000 году. Семейное положение: женат; дети: Артемий (5 лет), Анастасия (2 года), Андрей (7 месяцев).

- Владислав, компания «ВИВАТ» преодолела 20-летний рубеж. Все ли задуманное к юбилею удалось воплотить в жизнь?

- Трудно оценивать такой временной промежуток с точки зрения того, что задумывалось 20 лет назад, если мы мыслим категориями бизнеспланирования. Признаюсь, я не мыслил с расчетом на 20 лет вперед. С начала деятельности в 1992 г. условия для бизнес-деятельности в стране менялись радикально, да и продолжают меняться… Цели, которые были тогда поставлены, – достигнуты, однако не в цифрах планов продаж, а в решении тех задач, которые стояли перед нами, учредителями, на каждом этапе деятельности. Изначальные задачи – выстраивание бизнеса, который будет занимать ведущие позиции и будет давать возможность собственникам чувствовать себя в определенной степени независимыми финансово.


- Чем из сделанного за эти годы гордитесь более всего?

- Мне более импонирует выражение «радость от достижений», к которым удалось прийти, удовлетворенность от проделанной работы. Достижения были поступательными, и эти радости были в каждый период времени разными.

- О чем Вы мечтали, когда организовывали компанию? 

- Наверное, были мечты, однако я их не помню. Было желание достичь определенной финансовой стабильности. Тогда это были простые земные вещи – автомобиль, жилье, возможности для путешествий, для хобби. Прежде всего, мыслил категориями развития компании, и на каждом этапе ставились все новые и новые цели. В целом могу подытожить, что эти цели достигались. Если что-то не удавалось, – то, как правило, результаты не на много расходились с планами, задачи выполнялись на 90%-95%.

Владислав Стамбурский: «Мы стремимся к тому, чтобы искать точки дифференциации в тех брендах, которые представляем, чтобы уходить от банальной конкуренции ценой и только ценой. В этом мы видим одну из основных задач нашей маркетинговой стратегии!»

- Кем Вы хотели быть в юности? Как заработали первые деньги? 

- Юность проходила в советские времена, когда отсутствовали предпринимательство и свободный рынок как таковые, поэтому мечтать стать собственником компании не приходилось. Так или иначе, помню, хотелось заниматься чем-то, связанным с торговлей.

Первые деньги были заработаны во время летних каникул в 13 лет, это была работа на элеваторе. А в предпринимательской сфере первый опыт заработков был в сельском хозяйстве, сразу после окончания средней школы.

- Расскажите, как компания планирует праздновать 20-летие?

- Мы приняли решение не проводить громкого мероприятия и планируем праздник в кругу коллектива компании.

- Кто является учредителями «Компании «ВИВАТ» на данный момент?

- Я и Валерий Буряк.

- Какой Вы видите Вашу компанию на рынке в ближайшие годы? Не планируете ли заняться, например, производством? Сегодня это популярное направление. 

- Если рассматривать в разрезе 3-5 ближайших лет, то мы даже не рассматриваем вариант открытия производства. Возможно, какие-то изменения на рынке, события в мире, законодательство и приведут к тому, что мы изменим эти планы, но на данный момент предпосылок не вижу.

Планы – обо всех рассказать не могу. Ключевыми являются задачи по сохранению и усилению позиций тех ТМ, которые мы представляем на украинском рынке, и, безусловно, оставаться в верхней части турнирной таблицы тех компаний, которые представляют канцелярский бизнес в целом.

- Каким, по Вашим прогнозам, рынок будет через 5 лет? Можно ли ожидать массовых приходов иностранных представительств? 

- Могут быть слияния. Они и сейчас происходят – мы видим, как отдельные розничные магазины примыкают, например, к большой розничной сети или к сервисной компании. Например, региональные предприятия сливаются с национальным оператором.

Что касается большой 10-ки канцелярских компаний, мне кажется маловероятным слияние или поглощение по ряду причин. Думаю, что на данном этапе нет субъективных и объективных предпосылок для подобных процессов. Что касается ближайших 5-ти лет, многое может измениться и в мире, и в нашей стране. Украина опускается на нижние строки рейтинга стран по легкости ведения бизнеса (ред. наша страна – на 3-м ния, занимает 181 место из 183), поэтому большого притока иностранных компаний ожидать не приходится.

С другой стороны, если сейчас будет задан курс в сторону Таможенного союза, то, наверное, это приведет к большему интересу российских компаний и к интеграции с российским рынком. Европейские компании придут на рынок только тогда, когда мы достигнем прозрачности и той самой легкости ведения бизнеса, когда государство будет создавать условия для бизнеса, когда эти условия диктуются самим бизнесом, а не чиновником.

- Как сегодня развиваются розничные и корпоративные сегменты канцелярского рынка нашей страны?

- Любая, даже самая совершенная система/механизм, имеет ресурс 25% для развития, для совершенствования. Это – закон. Если говорить о насыщении нашего рынка, то при сравнении с рынком СССР или с рынком 2000 года, он насыщен или даже, может быть, перенасыщен. Если сравнивать с рынком Германии или Америки – он свободен. Спрос и доходы потребителей – взаимосвязаны. Будет возможность у потребителя – появится потенциал у рынка.

- Ваша компания работает с гипермаркетами. Как они могут повлиять на классическую канцелярскую розницу?

- Сотрудничаем осторожно и выборочно. Не работаем со значимым количеством сетей, по известным канцелярщикам причинам. Мировые тенденции говорят о том, что гипермаркеты играют весомую роль, так называемая непрофильная розница может занимать до 50% рынка. Такая статистика есть в Восточной Европе.

Мое мнение: гипермаркеты будут иметь определенное влияние на нашем рынке, но мне кажется, это влияние слишком преувеличено. Место профильным розничным сетям и сервисным компаниям будет всегда, и это место будет значимым.

Интересные факты из истории компании:
  • Компания «ВВ» образовалась в 1992 году и прошла этапы реорганизации: от коллегиального руководства с советом директоров в начале деятельно- сти – до разделения на три автономных бизнеса: «Компания «ВИВАТ» (дис- трибуционная компания), «Виват, канцелярия!» (розничная сеть), «Канце- лярские контракты» (корпоративная компания).
  • Торговая марка «ВИВАТ» создана в 2005 году, когда «Компания «ВИВАТ» выделилась в отдельный независимый бизнес из оптового направления «ВВ».
  • На начальном этапе в компании «ВВ» было всего 5 сотрудников, на сегод- няшний день коллектив «ВИВАТа» насчитывает 148 человек.
  • В 90-е годы, когда структура активно развивалась и когда это еще была компания «ВВ» с тремя направлениями развития (опт, розница и корпора- тивное обслуживание офисов), количество торговых марок было более 60- ти. Когда «ВИВАТ» выбрал дистрибуционное направление развития, коли- чество торговых марок значительно сократилось, до 14.
  • Сегодня в портфеле компании 9 торговых марок: Koh-I-Noor (Чехия), Brunnen (Германия), Centropen (Чехия), KUM (Германия), Гамма (Россия), edding (Германия), Axent (Германия), Delta by Axent (Германия), Kite (Германия).
- Кого сегодня считаете конкурентом «Компании «ВИВАТ»? 

- В широком смысле этого понятия можно сказать, что нашими конкурентами являются все те компании, которые импортируют или производят канцелярские товары, мы все боремся за наших клиентов и протаптываем дорожку к сердцу потребителя.

Наша компания стремится к тому, чтобы искать точки дифференциации в тех брендах, которые мы представляем, пытается уходить от банальной конкуренции ценой и только ценой. В этом мы видим одну из основных задач маркетинговой стратегии и ассортиментной политики. В то же время, очевидно, что мы, так или иначе, зависим от рынка.

Здесь можно назвать те компании, на которые мы ориентируемся, однозначно считаемся с их действиями – «АКС», «Демис Канц», «Импорт-Офис», «Папирус», «ТОП». Безусловно, этими компаниями не ограничиваются наши ориентиры. Наша задача – не столько конкурировать, сколько найти стратегию для действий, если это возможно, – уйти от лобовой конкуренции, найти свою нишу.

- Сформулируйте долю рынка, занимаемую «Компанией «ВИВАТ» на данном этапе? 

- К сожалению, мониторинг канцелярского рынка в стране отсутствует. Нет четких данных, непонятно, включать ли в рынок канцтоваров бумагу, калькуляторы, офисную технику, тетради... Очень много теневых операторов, у которых нет безналичного оборота, ведь никто не отменял открытые рынки – и там есть свой импорт. Говорить о доле сложно. Скажите мне, какой объем рынка, и я скажу, какая наша доля. Я думаю, что этого точно не знает никто – какой он, объем рынка канцтоваров. По своей работе мы ощущаем себя в пятерке лидеров.

- Вот, скромничаете :-). Особенно, если учитывать Ваши успехи по школе… И все же, какой рост (%) Вашей компании за последние 3 года?

- В целом, примерно 30% в год.

- Какой компанией на канцелярском рынке Украины Вы восхищаетесь?

- Наш рынок достаточно молодой. Ему фактически столько же, сколько нашей стране. Те компании, которые я уже назвал, начинали с зарождения рынка, были у его истоков – это факт. Каждая компания заслуживает уважения. Не хотел бы называть кого-то – обижу того, кого не упомянул. Идеала нет, потому что сам рынок только-только организовался, и он не идеален. Мы – его современники и ровесники. Менее чем за два года Ваша компания стала №1 в сегменте школьных товаров, благодаря стремительному развитию лицензионных продуктов.

- Планируете ли Вы расширять линейку лицензий?

- За три года работы с лицензиями нам не удалось избежать ошибок, не все безоблачно в этом сегменте. В следующем году мы увидим ряд новых игроков, которые будут заниматься этим бизнесом в Украине.

В 2013 году в нашем портфеле появятся 4 новых лицензии: Monster High, Transformers, Bakugan, Pop Pixie. Значительно расширится ассортимент лицензий Popcorn the Bear и Rachael Hale, которые в 2012 представлены в виде тетрадей и альбомов. В 2013 это будет вся линейка канцелярии, а также рюкзаки. Ряд лицензий мы перестанем дистрибутировать: уйдут Hannah Montana и High School Musical – те продукты, которые ушли у самого правообладателя. На какое-то время наш ассортимент покинут Toy Story, Pirates of the Caribbean, Tron, Mickey Mouse Clubhouse.

- Какой процент от оборота торговой марки KITE вкладывается в приобретение лицензий? 

- Правила работы с лицензией предполагают четкую арифметику. В приобретение вкладывается ресурс, равный стоимости процента роялти. Мы не приобретаем лицензию, а покупаем права на определенный отрезок времени и для определенной территории. Данная плата – процент от продаж. Цена франшизы колеблется от 10% до 16% от оборота.

- Если анализировать офисный ассортимент, какую долю, по Вашему мнению, занимает ТМ Axent среди private labеl других компаний? 

- Я надеюсь, что Axent вписывается в пятерку по объемам продаж подобных торговых марок. Очевидно, что мы не занимаем 1-е место, т. к. марка относится к ценовому сегменту «средний» и «средний +».

- Какую музыку Вы слушаете?

- Диапазон того, что могу слушать, – достаточно широкий. Учитывая ритм жизни, больше всего слушаю радио в машине (Radio Rocks или Jam FM). И здесь диапазон может быть от «Ленинграда» – до «Аквариума», от Барри Уайта – до AC/DC.

- Три последние прочитанные книги и фильма, которые Вас впечатлили?

- «Зеленый шатер» Людмилы Улицкой, «Игра в классики» Хулио Картасара, «Століття Якова» Владимира Лиса. Из фильмов: «Отец» по мотивам рассказа А. Платонова, «Дом» О. Погодина, «О чем говорят мужчины».

- Владислав Васильевич, как Вы все успеваете? Что Вас вдохновляет?

- Ничего не успеваю :-). Вдохновляют результаты, люди, которые рядом, у которых горят глаза. Вдохновляют мои дети – они еще маленькие, и мне многое нужно сделать, чтобы они выросли порядочными людьми.

- Как восстанавливаетесь? 

- Честно – я не восстанавливаюсь :-)

- Каким бы Вы хотели видеть будущее своих детей?

- Хочется, чтобы к моменту, когда нужно будет выбирать, у них было достаточно широкое поле выбора, чтобы они могли выбирать осознанно, и их в меньшей степени подталкивали к этому выбору обстоятельства.

- И в завершение, что бы Вы пожелали нашим читателям? 

- Т.к. читатели журнала – это наши клиенты или же конкуренты, а точнее – коллеги, хочется пожелать здоровья и сил развивать этот бизнес, делать выводы из того опыта, который мы приобретаем. Это крайне важно! И оставаться порядочными людьми!

Комментариев нет:

Отправить комментарий